воскресенье, 16 января 2011 г.

Иудейская война

В этом первом романе из трилогии имя "Ягве" упоминается 170 раз. Здесь приводится только маленький отрывок:
А в самых недрах, в укромном месте, под землей, лежали сокровища храма,
государственная казна, значительная часть золота и драгоценностей всего
мира. Хранилось здесь также и облачение первосвященника, священный
нагрудник, драгоценные камни, золотой обруч с именем Ягве на нем. Долго
спорили между собой Рим и Иерусалим по поводу этого облачения, пока
наконец его не укрыла в своих недрах сокровищница храма, и немало крови
было пролито при этом споре.
В центре храма, опять-таки за пурпурным занавесом, - святая святых. Там
было темно и пусто, и только из пустого пола вздымался необтесанный камень
- обломок скалы Шетия. Здесь, как утверждали евреи, обитает Ягве.
Никто не смел сюда входить. Только один раз в году, в день примирения Ягве
со своим народом, первосвященник входил в святая святых. В тот день евреи
всего земного круга постились, залы и дворы храма были набиты людьми. Они
ждали, когда первосвященник назовет Ягве по имени. Ибо Ягве нельзя было называть по имени, уже одна попытка сделать это должна была караться
смертью. И только в один этот день первосвященник называл бога по имени.
Немногим удавалось услышать его имя, когда оно исходило из уст
первосвященника, но всем казалось, что они слышат его, и сотни тысяч
коленей обрушивались на плиты храма.
Немало ходило в мире слухов и сплетен о том, что скрыто за завесой
святая святых. Иудеи заявляли, что Ягве невидим, поэтому не существует и
его изображения. Но мир не хотел верить, что в святая святых попросту
пусто. Если какому-то богу приносятся жертвы, то там есть какой-то бог,
зримый через свое изображение. Наверное, там находился и бог Ягве, и эти
жадные евреи только скрывают его, чтобы другие народы у них его не украли
и не присвоили себе. Враги евреев, и прежде всего насмешливые и
просвещенные греки, уверяли, что на самом деле в святая святых поклоняются
ослиной голове. Однако насмешки не действовали. И трезвые, умные римляне,
и мрачные, невежественные варвары - все умолкали и задумывались, когда
речь заходила о иудейском боге, и то жуткое и невидимое, что находилось в
святая святых, продолжало оставаться невидимым и страшным.
*
Lion Feuchtwanger. Der judischer Krieg (1932) ("Josephus" № 1).
Киев, "РИФ", 1994.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Комментариев нет:

Отправить комментарий